Иуда – открытый вопрос.

Тема статьи совершенно не вписывается в “тематику” сайта и все же этот вопрос интересовал автора еще тридцать лет назад и он решил не отказать себе в написании и размещение этой статьи.

Кто же был Иуда из Кариота на самом деле? Авторы Евангелий к сожалению в кратких упоминаниях об Иуде мягко говоря поливают его грязью, что обусловлено, и они это не скрывают, его предательством. Я думаю трезвомыслящему человеку будет ясно, что “попасть” в число избранных, мало того в число тех, кто не отрекся от Христа в конце жития Господа на Земле, для подлого предателя было попросту невозможно. Поэтому предположение о том что Иуда был изначально предателем можно смело отмести. Мало того, как упоминается в Евангелии он был казначеем, носившим суму для пожертвований. Это однозначно указывает на то, что Иуда был кристально честным человеком в обычном понимании. Как же получилось так, что тот кто не оставил Иисуса Христа, когда для его учеников стало ясно, что их не ждет слава мирская во главе с Мессией, когда ликование охватившее тех семьдесят учеников после победного возвращения из “первого” послания их в мир Господом со знаменитыми словами – “Даром получили, даром отдавайте” угасло столкнувшись с первыми искушениями, вдруг решил “продать” своего Учителя? Наверное только полный идиот может поверить, что Иуду одолела алчность до такой степени, что он продал своего Учителя за в общем небольшие деньги даже по тем временам. К сожалению можно придти к не очень утешительному выводу – Иуда пал жертвой закона необходимости. Закона о котором недвусмысленно сказал сам Господь, когда ученики спросили его – почему родился слепым слепорожденный. Господь говорит – Так было надо, чтобы прославилась сила Господа. Достаточно бесчеловечно, но… Законы стоят выше наших представлений о добре и зле. И поплатился Иуда за это предательство тоже по совершенно “бесчеловечному” закону. Господь сказал – Злу надлежит быть в мире, но горе тому, через кого оно приходит в мир. Лучше бы ему не родится…

Если судить по тексту Евангелий, на Иуду в буквальном смысле нашло наваждение. Прямо указывается – Сатана вошел в него. В общем-то классический пример одержания. Но учитывая масштаб “глобальной” борьбы, одержание было неслыханной силы. Иуда был буквально “преображен” в самом худшем смысле этого слова. Как правильно сказал Господь – Все вы соблазнитесь обо мне этой ночью. Но самая ужасная роль в этом “досталась” Иуде. И если в предательстве Иуды есть хоть какое-то “оправдание”, то в предательстве Петра нет никакого оправдания, кроме самого жалкого – Слаб Человек.

Автор не преследует цели принизить личность Петра. Это было бы чистым фарисейством. Давайте вспомним дальнейшую хронологию событий. После свершения предательства Иуда в буквальном смысле “приходит” в себя и делает то, что наверное сделал бы любой человек. Он приходит к первосвященникам и пытается вернуть деньги, наверное надеясь ?! что удастся хоть как-то исправить случившееся. Как посмеялись над Иудой первосвященники мы знаем. Что делает Иуда? Он уходит и вешается, принимает смерть последнего негодяя, понимая, что никак иначе он не сможет оправдаться. Впрочем я уверен, что Иуда понимал, что прощения и оправдания он никогда не получит. Я предложил бы тем, кто посмеется над этими словами и скажет – это дешевая патетика – задуматься, а он сам способен пойти на смерть, на такую позорную смерть? Ведь Иуда совсем не был истеричным подростком. Эту смерть он принял добровольно. Фактически единственный из апостолов, который доказал жизнью своей и делом веру в Господа в ту жуткую ночь, когда все ученики отступились от Господа и трусливо оставили его. Трудно представить себе ту горечь внутреннюю, которую ощутил Иуда. Он был принесен в жертву, для совершения еще большей Жертвы, Жертвы глобальной. Но его судьба была отныне судьбой самого подлого предателя, при том что его личной ответственности в этом предательстве не было.

Обычно я стараюсь найти какое-то резюме в заключении. Но в данном случае резюме пожалуй не будет.

Арутюнянц М.А.  май 2012